Автоматика лифтов
Общая характеристика систем управления. Система управления лифтом обеспечивает обслуживание требований пассажиров (приказов из кабины или вызовов с этажных постов), решая при этом ряд логических задач, связанных прежде всего с правильным выбором направления движения в зависимости от взаимного положения этажа нахождения кабины и этажа требования и с остановкой кабины на этаже назначения, с различием условий выполнения приказов и вызовов, с необходимостью обеспечения безопасности пассажиров при работе лифта, а также с
особенностями работы лифта в различных режимах (в машинном помещении имеется
переключатель режимов).
В режиме «Нормальная работа» обеспечивается прибытие и остановка кабины
на этаж вызова, открывание дверей и, после захода пассажира в кабину, дальнейшее
движение по приказам. После освобождения кабины на этаже назначения
двери закрываются, лифт снова готов к работе по вызовам (иногда возможна также
остановка движущейся кабина по попутным вызовам).
В режиме «Управление из машинного помещения» оператор может проконтролировать
работоспособность основных агрегатов и устройств лифта, управляя
им из машинного помещения. В этом режиме, с целью обеспечения безопасности,
должны быть исключены возможность работы по вызовам и приказам и
возможность открывания дверей (разрываются цепи питания кнопок приказов и
вызовов и цепь питания реле открывания дверей).
В режиме «Ревизия» может быть реализована инспекционная поездка оператора
на крыше кабины с целью контроля и профилактики оборудования шахты. При
этом для лифтов с номинальной скоростью более 0,71 м/с скорость движения
должна быть не более 0,4 м/с в этом режиме, т.е. для двухскоростных лифтов движение
должно осуществляться с «малой» скоростью, а возможность работы с
«большой» скоростью должна быть исключена. Исключается возможность движения
по командам управления от кнопочных аппаратов, установленных в кабине
(приказы), на посадочных площадках (вызовы) и в машинном помещении. Управление
движением «вверх» и «вниз» осуществляется с помощью устанавливаемого
на крыше кабины дополнительного кнопочного поста, причем движение возможно
только при нажатой кнопке (использование, например, залипающих кнопок исключается).
Обязательными режимами в последнее время стали также режим «Пожарная
опасность» и режим «Перевозка пожарных команд». Первый из них обеспечивает
принудительное движение кабины на основной (обычно — первый) этаж без остановки
по попутным вызовам при срабатывании системы пожарной опасности, а
второй позволяет управлять кабиной при наличии соответствующих ключей у
представителей пожарной команды.
Иногда применяется также режим «Погрузка» (особенно в грузо-пассажирских
лифтах), при котором исключается возможность работы по вызовам, исключается
возможность автоматического закрывания дверей по окончании выдержки времени,
а управление осуществляется только по приказам.
В современных лифтах применяется также режим «Авария», при котором оператор
имеет возможность восстановить работоспособность лифта при нахождении
его в некоторых аварийных ситуациях (снятие кабины с ловителей или выведение
ее в рабочую зону при аварийном выходе из нее).
Важной характеристикой работы лифта в режиме «Нормальная работа» являются
различные возможности системы управления по выполнению остановок кабины
по попутным вызовам. Различают системы управления без собирательного управления,