Автоматика лифтов
схему и существенно уменьшить количество датчиков, однако увеличивается
вероятность получения неправильной информации о положении кабины в результате
сбоя счетчика или влияния помех. Поэтому обычно на крайних этажах устанавливаются
дополнительные датчики («датчик верхнего этажа» и «датчик нижнего этажа»),
по сигналам с которых проверяется соответствие показаний счетчика номеру этого
крайнего этажа и, в случае необходимости, коррекция записанного в счетчике числа.
Узел выбора направления движения УВНД сопоставляет сигнал об этаже вызова
или приказа СВП, поступающий с узла регистрации приказов и вызовов УРВП, с
сигналом об этаже положения кабины СПК, поступающим с узла определения положения
кабины УОПК, и на основе этого сопоставления подает на привод лифта
ПЛ либо сигнал движения наверх СВ, либо сигнал движения вниз СН (например,
включаются соответствующие контакторы направления движения).
Узел замедления и остановки кабины УЗО при совпадении этажа положения
кабины (сигнал СПК) и этажа назначения (сигнал СВП) сначала отключает сигнал
большой скорости СБ (отключается контактор большой скорости привода) и подает
на привод ПЛ сигнал малой скорости (включается соответствующий контактор
привода), а затем, при заходе кабины в зону точной остановки, снимает сигнал
малой скорости СМ, обеспечивая отключение двигателя и торможение кабины.
Узлы УВНД, УЗО и УОПК включают в себя ряд общих элементов и цепей, которые
последовательно выполняют различные задачи управления, поэтому их
иногда объединяют в один узел 77СУ(позиционно-согласующее устройство).
Узел открывания и закрывания дверей УОЗД подает на привод дверей ПД сигнал
открывания СОД, когда этаж вызова или приказа (сигнал СВП) при неподвижной
кабине совпадает с этажом положения кабины и нахождении ее в зоне
точной остановки (сигнал СПК). При открытой кабине сигнал приказа обеспечивает
закрывание дверей.
Узел блокировок и защит УБЗ формирует сигнал разрешения работы лифта
СРРЛ по информации от датчиков нормального состояния предохранительных
устройств лифта ДСЛ и от датчиков закрытого положения дверей ДПД. Обычно
этот узел представляет собой последовательно включенные размыкающие контакты
этих датчиков (конечных выключателей), через цепь которых осуществляется
питание схемы управления. Размыкание любого из контактов снимает напряжение
со схемы управления лифтом и исключает возможность движения кабины. При
этом для обеспечения возможности использования информации о положении дверей
часто используется промежуточное реле контроля дверей РКД, которое обычно
включено при закрытых дверях и отключается при открывании одной из дверей.
Датчики состояния лифта ДСЛ размыкают свои контакты при срабатывании ловителей
(ВЛ), при выходе кабины за пределы верхнего и нижнего этажей (ВК), при
ослаблении каната ограничителя скорости (ВНУ), при обрыве или вытяжке одного
или нескольких подъемных канатов лифта (СПК). В цепь контактов этих датчиков
обычно вводят контакт выключателя, размыкающийся при проведении ремонтных
работ в приямке шахты, и контакты кнопок «Стоп», расположенных в кабине и в
машинном помещении.
Узел выдержки времени УВВ (обычно это реле времени, выключающееся через
несколько секунд после снятия напряжения с его обмотки) включает выдержку после
полного открывания дверей (при снятии сигнала открывания дверей СОД) и своим
сигналом СВВ через узел УРПВ исключает возможность работы лифта по вызовам.