ДВЕРИ КАБИНЫ И ШАХТЫ
Рассмотренные выше конструкции привода с синусоидальным законом изменения скорости имеют достаточно сложное устройство и плохо используют скоростные возможности привода. График изменения скорости далек от оптимального. Это становится наиболее заметно в скоростных лифтах.
В связи с этим, представляет интерес необычная конструкция привода, разработанного доцентом кафедры Детали машин Московского Государственного Строительного Университета (МГСУ) Богородицким М.Д. совместно с работниками Щербинского лифтостроительного завода (г. Москва) (рис.6.12) [8].
В устройстве, представленном на рис.6.12а палец 3 с ползуном 4, жестко связанный с тяговым органом 5, перемещается по траектории, включающий криволинейные и линейный участок. Благодаря отводке ^взаимодействующей с ползуном 4 створка 7 большую часть пути проходит с максимально допустимой скоростью и плавно замедляется до нулевой скорости на коротких участках разгона и торможения (точки А и D).
На Щербинском лифтостроительном заводе было создано несколько опытных образцов, которые успешно прошли ресурсные испытания.
Конструкция этого уникального привода была удостоена Золотой медалью ВДНХ.
В практике лифтостроения находят применение и другие решения, но они не имеют существенных отличий от рассмотренных выше.
В настоящее время наметилась устойчивая тенденция широкого распространения более простых по кинематике механизмов с регулируемым электроприводом.
Основанием такой тенденции послужило применение микропроцессорных систем управления лифтами и создание привода переменного трехфазного тока с амплитудно-частотным регулированием напряжения питания.
Ниже приводятся простые кинематические системы привода автоматических дверей, рассчитанные на использование управляемого привода переменного и постоянного тока.
Автоматическое реверсирование движения створок при встречи с препятствием решается на основе использование чувствительной электронной системы типа «антенна» и инфракрасной фотоэлектронной системы контроля дверного проема. В некоторых конструкциях включение реверса производится устройством, контролирующим нагрузку двигателя.
На рис.6.13 представлен винтовой привод автоматических дверей, который в меньших масштабах использовался уже в 50-х годах. С появлением микропроцессорных систем управления приводом, масштабы его применения должны заметно увеличиться.
Несомненным достоинством такого решения является простота конструкции и технологичность. Основу механизма составляет электродвигатель, непосредственно вращающий ходовой винт и гайка, движущаяся по направляющим и кинематически связанная со створками дверей кабины.
При использовании быстроходного ходового винта приходится считаться с повышенными требованиями к его динамической уравновешенности с целью исключения вибраций и шума. Однако все эти вопросы технически вполне разрешимы.
Наличие жесткой связи со створками требует использования весьма надежной системы автоматического реверса.
Направляющая 9 уравновешивает реактивный момент гайки, исключая его передачу на створку дверей. Установленный на каретке упор 7 воздействует на концевые выключатели 6, 10.