Ловители и ограничитель скорости
Рис. 32. Схема воздействия ограничителя скорости с механизмом включения ловителей и с натяжным устройством
1 — ограничитель скорости; 2 — канат; 3 — натяжное устройство; 4 — ловитель
ливают в машинном помещении и исключительно редко — на крыше кабины. Ограничитель скорости, установленный в машинном помещении, приводится в действие канатом, связанным с механизмом включения ловителей, установленным на кабине, и с натяжным устройством, установленным в приямке шахты лифта. Схема взаимодействия ограничителя скорости с механизмом включения ловителей и натяжным устройством 3 показана на рис. 32.
Взаимодействие этих узлов заключается в том, что при скорости движения кабины (противовеса) выше номинальной на установленную величину, например при обрыве подъемных канатов, под действием центробежных сил вращающиеся массы ограничителя скорости 1 входят в контакт с неподвижными упорами и стопорят канатоведущий блок ограничителя скорости. При этом останавливается канат 2 ограничителя скорости за счет действия сил сцепления с ручьем блока. Кабина лифта продолжает двигаться и поворачивает рычаг механизма включения ловителей. При этом кабина наезжает колодками на заторможенные элементы механизма включения ловителей, прижимает их к направляющим и тормозится за счет действия сил трения между поверхностями направляющих и рабо
чих элементов исполнительного узла ловителей 4 Весь комплекс устройств ловителей, механизма включения и ограничителя скорости срабатывает независимо от того, работает или отключен привод лебедки лифта, так как кинематическая связь ограничителя скорости с лебедкой отсутствует.
В современном лифтостроении большое распространение нашли ограничители скорости с горизонтальной осью вращения инерционных масс (дисковые) и весьма редко применяются ограничители скорости с вертикальной осью вращения (шпиндельные). Принцип действия ограничителя скорости с вертикальной осью вращения состоит в том, что при достижении предельной скорости перемещения каната 1 (рис. 33) с такой же скоростью будет вращаться и шкив ограничителя скорости 2. При этом через коническую зубчатую передачу вращение передается на вертикальною ось и помещенные на ней через систему рычагов центробежные грузы 3, которые при этом удаляются от центра, поднимая по вертикальной оси через систему рычагов муфту 7. Муфта посредством рычага 4 освобождает пружину 5, которая зажимает и заклинивает канат 1 ограничителя скорости с помощью колодок 6.
Ограничитель скорости типа ОС-1 с горизонтальной осью устроен следующим образом. На станине 14 (рис. 34) неподвижно укреплена ось 6, на консольной части которой вращается в шариковых подшипниках 10 шкив 13 с двумя клиновыми ручьями разного диаметра. В ручьях большого диаметра расположен бесконечный канат ограничителя скорости, одна ветвь которого прикреплена к рычагу механизма включения ловителей. Таким образом, при движении кабины шкив 13 вращается в подшипниках, и канат ограничителя испытывает весьма слабое натяжение, необходимое для преодоления силы трения в подшипниках.