Ловители и ограничитель скорости
торможения при допустимых значениях замедления. Работа ловителей плавного торможения основана па использовании сил трения скольжения, возникающих между рабочими поверхностями ловителя и направляющей, однако величина силы трения в этом случае может изменяться в зависимости от усилия принудительного прижатия рабочих поверхностей ловителя к направляющей и регулируется в широких пределах. Такие ловители устанавливают на лифтах со скоростью движения кабины 1 м/с и более.
Рис. 24. Клещевой комбинированный ловитель
В лифтах отечественного производства наибольшее распространение нашли клещевые комбинированные ловители. Такие ловители имеют рычаги 5 и 19 (рис. 24), соединенные между собой осью 13, которая укреплена в металлоконструкции рамы кабины Между длинными плечами рычагов размещена пружина 20, предварительно поджатая с помощью стяжного болта 21. Пружина опирается на две сферические шайбы 6, установленные в конических гнездах в рычаге 5 и в кольце 18. Кольцо 18 имеет на внешней цилиндрической поверхности резьбовую нарезку, по которой оно установлено в теле рычага 19, и стопорится болтом 17. Колодка 4 самоустанавливается при нажатии на направляющую всей рабочей поверхностью. Для этого колодку крепят к рычагу 19 не жестко, а посредством болта 12 и пружины 11. От смещения в вертикальной плоскости колодка удерживается в рычаге буртиками, выполненными по торцам колодки и охватывающими рычаг.
Колодка 8 крепится аналогичным образом, но располагается под углом к поверхности направляющей лифта, образуя пространство, в котором установлен клин 3 При перемещении клина 3 вверх направляющая зажимается между тормозной колодкой 4 и клином 3. Для снижения сил трения при скольжении клина 3 относительно колодки 8 между клином и колодкой расположена роликовая обойма 9, которая удерживается снизу планкой 2, а с боков — планками 7. От перемещения в сторону направляющих клин удерживается Штифтами 10.
При посадке кабины на ловители клин взаимодействует с направляющей. При этом клиновая колодка скользит вдоль клина, зажимая направляющую в клещах. Короткие плечи рычагов разводятся, а концы длинных плеч рычагов сводятся, сжимая пружину 20.
Рис. 25. Клиновой подпружиненный ловитель 1 — направляющая; 2 — клин; 3 — колодка, 4 — плоская пружине; 5 — упор
Пропорционально сжатию пружины возрастает ее усилие, а следовательно, и усилие прижатия колодок к направляющим. Величину максимального усилия прижатия колодок регулируют предварительной осадкой пружины винтом 21. Произвольному увеличению зазоров (раскрытию клещей) препятствует пружина 14, установленная между балкой каркаса кабины и рычагом 19. Подобный механизм используется в системе пружин монтируемых в компьютерные кресла.
Для предотвращения смещения пружины относительно рычага предусмотрен цилиндрический штифт, запрессованный в тело рычага 19, а от смещения пружины относительно балки — болт 16 с центрирующей втулкой 15. Таким образом болты 1, 16 и пружина 14 фиксируют ловители в горизонтальной плоскости.