Механическое оборудование лифтов
В лифтах со скоростями движения кабин, превышающими 1 м/сек, преимущественно применяются клещевые ловители скользящего типа, в которых торможение происходит постепенно и плавно, а тормозной путь достигает 5 м (фиг. 27 и 28). Устройство и работа этих ловителей сводится к следующему. На нижних швеллерах каркаса кабины 1 (фиг. 29), по обеим сторонам ее на осях 2 размещаются клещи 3 со стальными закаленными губками, зажимающими направляющие 12, и с роликами 4 на внутренних удлиненных плечах клещевых рычагов. Между роликами помещаются клинья 5 штоков 6, имеющих винтовую нарезку (соответственно — правую и левую) и ввинчивающихся в барабан 7. На барабан надет вспомогательный канат 8, скрепленный с канатом ограничителя скорости. В случаях, когда скорость опускания кабины превышает не менее чем на 15% установленную скорость движения, канат ограничителя скорости застопоривается специальным зажи-
мом. Тогда при продолжающемся движении кабины вспомогательный канат 8, сбегая с барабана 7, приводит его во вращение. При этом клинья 5 выдвигающихся штоков 6 раздвигают ролики 4, а губки клещей 3 сближаются и зажимают направляющие 12. Для смягчения толчков к одному рычагу клешей 3 шарнирно крепится
Фиг. 27. Клещевые ловители скользящего типа.
Фиг. 28. Упругий рычаг клещевого ловителя скользящего типа.
малый рычаг 9, постоянно прижатый к большому рычагу пружиной 10. При растормаживании ловителей клещи возвращаются в исходное положение пружиной 11.
В табл. 9 приведена длина тормозных путей (расстояния, проходимые кабиной за время от начала сжатия направляющих клещами ловителей до полной ее остановки, по нормам инспекции Котлонадзора для лифтов со скоростями движения свыше 1 м/сек).
Для уменьшения трения между скользящими башмаками кабин и направляющими, для уменьшения их износа и для снижения шума при движении направляющие надо регулярно смазывать. Смазка эта в большинстве лифтов довоенного производства для малоэтажных зданий наносилась вручную (кистью или тряпкой) с крыши кабины при ее движении.
В современных лифтах смазка осуществляется смазочными аппаратами, установленными на каркасах (над башмаками) кабины. Аппарат для жидкой смазки показан на фиг. 30; аппарат для густой смазки представлен на фиг. 31.
Фиг. 30. Аппарат для подачи жидкой смазки на направляющие.
Фиг 31. Аппарат для подачи густой смазки на направляющие:
1 — корпус аппарата; 2 — выжимной груз; 3 — крышка; 4 — войлочная шайба; 5— смазочный материал; 6 — опорный кронштейн.