Механическое оборудование лифтов
проволочные канаты двойной свивки, при которой проволоки предварительно свиваются в пряди, а пряди свиваются вокруг центрального стержня — сердечника. Если проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном
направлении, свивка получает название односторонней или прямой (фиг. 12, а и б). Свивка, при которой проволоки в прядях свиты в одном направлении, а пряди в ка-
нате — в противоположном, называется двусторонней или крестовой (фиг. 12, в и г). При этом свивка каната, направленная по винтовой линии вправо, называется правой (фиг. 12, а и в), а свивка, направленная влево,—левой (фиг. 12,6 и г). Преимущественное применение в лифтах имеют канаты двусторонней свивки, несколько более жесткие, чем канаты односторонней свивки, но в меньшей Степени обладающие свойством самораскручивания .
Фиг. 13. Стальные проволочные канаты типа компаунд:
а — „Баррингтон"; б — „Сил".
Фиг. 14. Измерение диаметра стального проволочного каната:
а — правильно; б — неправильно.
В последнее время, помимо канатов обычного типа, свитых и? проволок равного диаметра (фиг. 12, д), в лифтостроении получают все большее распространение канаты типа компаунд, свиваемые из проволок разных диаметров так, что проволоки смежных рядов не пересекаются (фиг. 13), обусловливая лучшее заполнение площади поперечного сечения, большую гибкость и уменьшение износа прядей.
В пассажирских, больничных и грузо-пассажирских (с проводниками) лифтах по правилам инспекции Котлонадзора не разрешается применять канаты диаметром менее 11 мм для подвешивания кабин и противовесов и канаты диаметром менее 7 мм для ограничителей скорости.
Диаметр каната можно замерять штангенциркулем (фиг. 14).
Расчет стальных проволочных канатов ведется по заданной наибольшей величине растягивающего усилия (нагрузки) согласно формуле
где Ps—разрывное усилие каната в кг, указываемое в соответствующих ГОСТ или в актах лабораторных испытаний;
S „—наибольшее действительное (рабочее) натяжение (нагрузка) каната в кг-,
Qi — наибольший вес полезного груза (грузоподъемность кабины) в кг;
Qo — вес кабины и канатов от точки сбегания их с барабана (шкива) лебедки или с отводных блоков над шахтой до точки крепления на кабине, опущенной в нижний уровень, в кг;
п — число канатов (или ветвей каната при полиспастной подвеске), на которых подвешена кабина1;
k — коэфициент запаса прочности, принимаемый по табл. 8г.
По величине Рк в ГОСТ на стальные проволочные канаты находят ближайшее большее разрывное усилие и соответствующий ему диаметр каната.
Если величина Р к заранее известна, то наибольшее допускаемое усилие (натяжение) в канате будет равно
наибольшее действительное (рабочее) натяжение каната Sp не должно превышать наибольшего допускаемого усилия, определенного по формуле (2), удовлетворяя соотношению