Общие требования ПУБЭЛ

2.1. Лифты должны быть спроектированы, изготовлены, смонтированы и введены в эксплуатацию в соответствии с настоящими Правилами и «Правилами устройства электроустановок».

2.2. Эксплуатация лифтов должна отвечать требованиям настоящих Правил, «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

2.3. Изготовление, монтаж, реконструкция и эксплуатация лифтов должны проводиться по технической документации специализированной <*> по лифтам проектной (конструкторской) организации или подразделения предприятия (организации), специализированного на выполнении работ по лифтам.

———————————
<*> Под специализированной по лифтам организацией подразумевается организация, в перечень задач которой входит выполнение соответствующих работ по лифтам, определенных уставом (положением) об организации.

2.4. Лифты должны соответствовать условиям их эксплуатации (климатические факторы, агрессивность или взрывоопасность среды, режим работы, ветровые нагрузки, сейсмичность района установки и т.п.).

2.5. За соответствие проектирования, изготовления, монтажа, реконструкции и эксплуатации лифтов настоящим Правилам несут ответственность организации и предприятия, выполнившие эти работы.

При изготовлении элементов лифта на нескольких предприятиях за качество изготовления лифта в целом и соответствие его технической документации несет ответственность предприятие, поставляющее лифт.

2.6. Отступления от конструкторской документации, необходимость в которых возникает в процессе монтажа и реконструкции лифтов, должны быть согласованы с предприятием — изготовителем или организацией — разработчиком документации либо с проектной (конструкторской) организацией, имеющей разрешение (лицензию) органа госгортехнадзора на проведение подобных согласований.

Монтажная и специализированная организации, осуществляющие эксплуатацию и ремонт лифтов, имеют право вносить изменения в установочный чертеж (за исключением изменения расположения лебедки и паспортных данных) без проведения указанных согласований, при условии выполнения требований настоящих Правил.

Изменения должны быть заверены подписью специалиста, а также печатью или штампом организации.

Разработку дубликатов — паспортов на лифты разрешается выполнять только предприятию — изготовителю лифта либо организации, имеющей на это разрешение органа госгортехнадзора.

2.7. Каждый изготовленный лифт должен быть принят отделом технического контроля предприятия — изготовителя и снабжен:

а) паспортом, выполненным по форме, приведенной в Приложении 2;

б) установочным чертежом, образец которого должен быть согласован с Госгортехнадзором;

в) принципиальной электрической схемой с перечнем элементов схемы в двух экземплярах;

г) принципиальной гидравлической схемой с перечнем элементов схемы (для гидравлического лифта) в двух экземплярах;

д) электрическими схемами соединений в двух экземплярах;

е) техническим описанием <*>;

ж) инструкцией по эксплуатации;

з) инструкцией по монтажу, пуску, регулированию и обкатке;

и) ведомостью ЗИП;

к) ведомостью комплекта запасных изделий для пусконаладочных работ;

л) чертежами сборочных единиц и деталей в соответствии с требованиями технических условий (технического задания) на лифт;

м) перечнем документации, поставляемой с лифтом.

———————————
<*> Допускается объединение эксплуатационных документов в соответствии с требованиями государственных стандартов.

При поставке двух и более лифтов одной модели для одного здания количество поставляемых электрических схем соединений, технических описаний, инструкций по эксплуатации, инструкций по монтажу, пуску, регулированию и обкатке, ведомостей ЗИП (в том числе и для пусконаладочных работ), а также комплектов чертежей сборочных единиц и деталей может быть менее числа лифтов. Указанный сокращенный комплект документации может поставляться не более чем на каждые 5 лифтов.

При изготовлении отдельных элементов лифта на различных предприятиях их приемка должна проводиться отделами технического контроля этих предприятий, а составление паспорта на лифт возлагается на предприятие, поставляющее лифт.

2.8. Предприятие — изготовитель обязано занести данные о каждом изготовленном лифте в книгу учета с указанием заводского номера, даты изготовления, наименования и адреса заказчика, а также должно вести в особом журнале учет поступивших рекламаций с указанием:

наименования предприятия, организации, предъявивших рекламацию;

заводского номера лифта и даты его изготовления;

краткого содержания рекламации.

2.9. Предприятие — изготовитель при изготовлении лифтов обязано принимать меры по устранению недостатков конструкции и изготовления, выявленных в процессе монтажа и эксплуатации, влияющих на безопасную эксплуатацию лифтов. При этом оно должно уведомить все организации, закупившие эти лифты, специализированные монтажные организации и специализированные организации, осуществляющие их эксплуатацию и ремонт <*>, о необходимости и методах устранения недостатков, выслать техническую документацию, а при необходимости также узлы и детали, подлежащие замене. Кроме того, соответствующее уведомление должно быть направлено в Госгортехнадзор или в ведомственную инспекцию технадзора (котлонадзора) для поднадзорных ей объектов, а также в орган госгортехнадзора, выдавший разрешение на изготовление лифтов.

———————————
<*> Для получения информации о подлежащих замене узлах и деталях указанные организации должны встать на учет на предприятиях — изготовителях, лифты которых они монтируют или эксплуатируют.

2.10. Организация, осуществляющая закупку лифтов за рубежом, должна сопоставить правила безопасности страны — поставщика (фирмы, организации и т.п.), с учетом которых изготовлены лифты, с настоящими Правилами.

Сопоставление правил должно проводиться с привлечением специализированной по лифтам организации.

Если нормы и требования правил безопасности страны — поставщика могут привести к понижению уровня безопасности по сравнению с настоящими Правилами, то имеющиеся расхождения должны быть согласованы с Госгортехнадзором до оформления документов на закупку лифтов.

2.11. Техническая документация на лифты иностранного производства, поставляемая заказчику вместе с лифтами, должна быть выполнена на русском языке, а условные обозначения электрических и гидравлических схем должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

2.12. При обнаружении недостатков конструкции или изготовления импортных лифтов претензии к поставщику должны предъявляться через организацию, осуществившую закупку лифтов.

2.13. Среднее ускорение (замедление) <*> кабины при эксплуатационных режимах работы должно быть не более:

2 м/кв. с — у всех лифтов, кроме больничного;

1 м/кв. с — у больничного лифта.

———————————
<*> Среднее ускорение (замедление) — величина, полученная как результат деления изменения скорости на время, за которое произошло это изменение.

Максимальная величина замедления кабины всех лифтов при остановке кнопкой «Стоп» или от срабатывания другого выключателя безопасности должна быть не более 9,81 м/кв. с.

2.14. Отклонение рабочей скорости движения кабины от номинальной скорости не должно быть более +/- 15%.

2.15. Точность автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы должна быть в пределах:

+/- 15 мм — у грузовых лифтов, загружаемых посредством напольного транспорта и у больничных лифтов;

+/- 50 мм — у остальных лифтов.

2.16. Разъемные соединения, подверженные динамическим нагрузкам, должны быть предохранены от самопроизвольного разъединения.

2.17. Передача крутящего момента в соединениях должна осуществляться посредством шлицов или крепежных деталей (шпонок, шпилек, болтов и т.п.). По согласованию с Госгортехнадзором или с ведомственной инспекцией технадзора (котлонадзора) допускается передача крутящего момента в соединении только за счет трения.

2.18. У лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, должна быть исключена возможность подъема противовеса при неподвижной кабине.

Требование настоящего пункта не распространяется на лифт, у которого вес тяговых канатов таков, что не происходит их проскальзывание на канатоведущем шкиве при посадке кабины на буфер (упор), в этом случае должны быть выполнены требования п. 6.4.12.

2.19. Устройство лифта с двумя и более кабинами, приводимыми в движение одной лебедкой, не допускается.

2.20. Конструкция лифта должна обеспечивать возможность эвакуации людей из кабины обслуживающим персоналом при прекращении электроснабжения лифта или при его неисправности.

2.21. Конструкция лифта должна обеспечивать возможность снятия кабины (противовеса) с ловителей одним из следующих способов:

вручную посредством устройства, воздействующего на лебедку;

посредством стационарных или переносных грузоподъемных средств;

посредством электродвигателя в соответствии с п. 6.3.30.

2.22. Лифты с автоматически открываемыми дверями шахты, установленные в жилых зданиях, должны быть оборудованы устройством, размыкающим цепь управления при проникновении в шахту лифта посторонних лиц. Это требование не распространяется на лифты, имеющие сетчатое ограждение шахты.

Восстановление функционирования лифта должно осуществляться из машинного помещения.

2.23. Предприятие — изготовитель обязано снабдить табличкой каждый изготовленный лифт, где должно быть указано:

наименование или товарный знак предприятия — изготовителя;

грузоподъемность лифта;

заводской номер и год изготовления лифта.

Табличка должна быть установлена предприятием — изготовителем на каркасе кабины так, чтобы она была видна после монтажа лифта.

В дополнение, рекомендуем ознакомиться с следующими публикациями:

  • Грузоподъемность, транспортировка грузов и пассажиров
  • Выдача разрешений на изготовление, монтаж, реконструкцию, эксплуатацию и ремонт лифтов
  • Испытания лифтов на стадии производства
  • Регистрация, перерегистрация, приемка и разрешение на ввод лифтов в эксплуатацию
  • Режим «Перевозка пожарных подразделений»