ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ЛИФТОВ
Требования к электроприводам лифтов. Лифт представляет собой единую
электромеханическую систему , динамические характеристики которой
зависят как от параметров механической части, так и от структуры и параметров
электрической части. Кабина 1 и противовес (контргруз) 2 связаны подъемным
канатом 3, переброшенным через канатоведущий шкив 4, который через редуктор 5 связан
с валом двигателя 6, характер движения которого определяется системой управления 7. На
валу двигателя установлен электромеханическийтормоз 8, обеспечивающий удержание кабины
на заданном уровне при отключении двигателя, а также торможение кабины в процессе
ее остановки. В шахте установлены датчики 9 положения обеспечивают определение положения кабины перед началом движения, возможность
выбора направления движения в зависимости от взаимного положения этажа
назначения по вызову или приказу и этажа исходного положения кабины, остановку
кабины на этаже назначения. Иногда датчики положения кабины располагаются
в машинном помещении на копираппарате, который механически связан с
кабиной и воспроизводит в определенном масштабе перемещение кабины. Последнее
позволяет упростить обслуживание лифта, так как уменьшает количество
аппаратуры в шахте, увеличивает ее доступность и возможность быстрого ремонта
или замены в случае выхода ее из строя.
Уравновешивающий (компенсационный) канат 10 позволяет уменьшить влияние
положения кабины в шахте на момент нагрузки электродвигателя.
Кинематическая схема лифта оказывает существенное влияние на требования,
предъявляемые к двигателю и системе управления электроприводом. Так, в случае
полностью уравновешенной механической системы (сила тяжести кабины с грузом
равна силе тяжести противовеса и уравновешивающий канат компенсирует изменение
нагрузки вследствие изменения длины подъемного каната при перемещении
кабины) отсутствует активный момент нагрузки на канатоведущем шкиве, а двигатель
при этом должен развивать момент, обеспечивающий преодоление момента
трения в механической передаче, и динамический момент, обеспечивающий разгон
и торможение кабины.
При отсутствии противовеса двигатель должен дополнительно преодолевать
момент, создаваемый силой тяжести кабины с грузом, что требует увеличения
мощности двигателя, его массы и габаритов. При этом, если в процессе разгона
и торможения двигатель развивает одинаковый по величине момент, будут
существенно различаться величины ускорения в этих режимах, а для их выравнивания
требуется принятие дополнительных мер, что повышает требования к
регулировочным характеристикам электропривода и усложняет систему управления.
Правда, наличие противовеса не может полностью устранить неравномерность
нагрузки вследствие изменения загрузки кабины, однако абсолютная величина
нагрузки существенно уменьшается.
Наличие противовеса облегчает также работу электромеханического тормоза и
позволяет уменьшить его габариты и массу, так как при этом существенно уменьшается
величина момента, требуемого для удержания кабины на заданном уровне
при отключенном двигателе (при полностью уравновешенной системе этот момент
равен нулю).
В сою очередь, выбор типа электропривода и параметров электродвигателя может
повлиять на кинематическую схему лифта. Так, при использовании высокоскоростного
асинхронного привода (в отечественной практике обычно используются
асинхронные электродвигатели с синхронной скоростью 1000 об/мин.) неизбежно