ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИКА ЛИФТОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Для характеристики финансовых показателей эксплуатационной деятельности лифтового хозяйства служат данные о стоимости работы одного лифта безотносительно к площади (графа 5). Эти показатели уже не зависят от размеров площади. На их величину (влияют другие признаки: продолжительность работы в течение суток, этажность дома, число подъемов лифтовой кабилы и др.
Для выбора оптимальных проектных решений и способов обслуживания лифтов нужно исходить из того, что снижение расходов по их содержанию может быть достигнуто следующими способами. Первый нз них — это увеличение размеров жилой площади, обслуживаемой одним лифтом, второй — снижение общей суммы эксплуатационных расходов. В первом случае это достигается совершенствованием планировочных решений, а во втором — техническими средствами, главным образом устройством диспетчеризации группы лифтов или комплексной диспетчеризации инженерного оборудования, в том числе лифтов.
Капитальные вложения для перевода лифтов на диспетчерское обслуживание составляют а среднем 240 руб. на один лифт и окупаются экономией заработной платы персонала менее чем за 1 год [4].
Следует добиватьси, чтобы вновь вводимые в эксплуатацию жилые дома были оснащены оборудованием для диспетчерского обслуживания лифтов, удешевляющего их содержание. Дополнительное оснащение этим оборудованием уже построенных и введенных в эксплуатацию жилых домов вызывает отвлечение значительных средств из ассигнований на капитальный ремонт. В связи с этим требуется более настойчивое внедрение в практику проектирования такого метода технико-экономической оценки проектов жилых домов, который наряду с первоначальными затратами на устройство лифтов учитывал бы и будущие расходы на нх содержание.
9-5. Научная организация труда и новая система хозяйствования
Под научной организацией труда (НОТ) следует понимать использование передовых, научно обоснованных методов эксплуатации, обслуживания, технического надзора и ремонта лифтов. НОТ способствует совершенствованию трудовых процессов путем создания благоприятных физиологических, гигиенических и эстетических условий для работающих. Повышается уровень планирования, организации работ, совершенствуется система нормирования и оплаты труда, растет его производительность и снижаются общие материальные затраты.
В результате достигается основной социальный эффект — улучшается обслуживание населения вертикальным транспортом.
Значительный опыт и достижения в НОТ имеются в Москве. На каждый род с разбивкой по кварталам составляется план организационно-технических мероприятий, основной частью которого является научная организация труда и повышение надежности лифтового оборудования. Выполнение плана систематически контролируется. Оценка работы отдельных подразделений в значительной степени1 зависит от успешного его выполнении.
Основными мероприятиям в области внедрения НОТ являются:
1. Организация повседневного обучения кадров, в том числе:
а) повышение квалификации рабочих и инженерно-технических работников;
б) получение квалификации вновь принятых на работу;
в) обучение рабочих вторым профессиям (шоферы аварийной службы совмещают профессию помощника электромеханика по
лифтам, шоферы транспортных автомобилей приобретают специальность такелажиика погрузочно-разгрузочных работ);