ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Расчет вертикального транспорта зданий и сооружений производиться с целью определения параметров и необходимого количества лифтов, гарантирующих требуемый уровень качества лифтового обслуживания.
Расчет вертикального транспорта выполняется без учета чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, землетрясениями и другими стихийными бедствиями.
Качество лифтового обслуживания оценивается по пятибалльной системе в зависимости от величины интервала подхода кабин к этажной площадке.
Проектный вариант системы вертикального транспорта окончательно выбирается на основе комплексного анализа альтернативных решений по технико-экономическим критериям.
Необходимость решения транспортной задачи в высотных зданиях оказывает существенное влияние на архитектурные формы и планировку помещений.
Ниже приводится упрощенная методика расчета, не претендующая на исчерпывающий учет многочисленных факторов.
Расчет производится при следующих исходных данных: высота подъема лифта, число обслуживаемых этажей и заселенность, показатель расчетной интенсивности пассажиропотока; требования к уровню транспортной комфортности; ГОСТы и Нормативно-техническая документация.
Расчет вертикального транспорта использует следующие дополнительные понятия и определения:
• круговой рейс — путь кабины лифта от основной посадочной площадки до возвращения на тот же этаж;
• время кругового рейса — время, затрачиваемое кабиной на совершение кругового рейса с учетом затрат времени, связанных с пуском лифта, остановками, открыванием и закрыванием дверей, входом и выходом пассажиров.
• интервал — промежуток времени между последовательными подходами кабины лифта к этажной площадке при движении в требуемом направлении;
• число возможных остановок — число этажных площадок, на которых лифт может остановиться;
• число вероятных остановок — математическое ожидание случайной величины числа остановок по приказам и вызовам пассажиров;
• вероятная высота подъема — математическое ожидание случайной величины высоты подъема по приказам и вызовам пассажиров.
2.1. Расчет производительности и необходимого числа лифтов
Загрузка лифтового оборудования зданий и сооружений изменяется во времени по случайному закону.
В зависимости от типа и назначения здания загрузка в течении дня может иметь характерные всплески интенсивности.
В зданиях административного назначения и учебных заведениях график работы и расписание учебных занятий предопределяет характерные всплески интенсивности пассажиропотоков в начале и конце рабочего дня (рис.2.1) [10, 29, 49].
В жилых домах массовой застройки утренние и вечерние всплески интенсивности пассажиропотоков менее четко выражены.
Величину пассажиропотока принято определять числом пассажиров, следующих в одном направлении в расчетную единицу времени.
Для сравнения интенсивности пассажиропотоков в зданиях различного назначения служит показатель интенсивности 5 минутного потока, выражаемый в % от общего количества людей, пользующегося лифтом.
Принимаются следующие усредненные показатели интенсивности 5 минутного пассажиропотока: жилые дома массовой застройки — 3-6%; гостиницы — 7-15%; административные здания — 14-20%; здания и сооружения общественного назначения — 15-20%; учебные заведения — 20-35%.