Подъемные канаты и тормозные устройства лифта
Тормозным устройством называют механизм, предназначенный для остановки кабины и противовеса лифта, а также для надежного их удержания в требуемом положении. Основное назначение тормозов заключается в создании сил сопротивления перемещению кабины лифта. В лифтах отечественного производства применяют двухколодочные, а в ряде конструкций лифтов зарубежного производства также и дисково-колодочные тормоза. В колодочных тормозах тормозные колодки прижимаются к наружной поверхности тормозного шкива. В дисково-колодочных тормозные колодки выполнены плоскими и прижимаются они к торцевым поверхностям диска.
Тормоза лифтовых лебедок замкнуты (т. е. их колодки прижаты к тормозному шкиву или диску в нормальном состоянии), когда отключен приводной двигатель лебедки и привод тормоза. Усилие замыкания тормоза (усилие прижатия колодок к шкиву или диску) создается постоянно действующей силой предварительно сжатых замыкающих пружин. Эти тормоза размыкаются, освобождая привод лебедки только при включении привода тормоза одновременно с включением приводного двигателя механизма подъема лифта. Отключение привода тормоза и прижатие тормозных колодок к шкиву или диску производится автоматически при отключении от электрической сети приводного двигателя лебедки.
Действие тормозов основано на использовании сил трения, возникающих при прижатии неподвижных колодок к вращающемуся тормозному шкиву или диску. Значение создаваемой при этом силы трения зависит в основном от усилия прижатия колодок к шкиву и коэффициента трения между шкивом и колодками:
где ц — коэффициент трении; N — усилие прижатия колодок к тормозному шкиву или диску.
Колодки прижимаются к тормозному шкиву под действием усилия замыкающих пружин. Это усилие зависит от степени поджатия, т. е. от осадки замыкающих пружин. При производстве тормозов применяют материалы, которые позволяют изготовлять замыкающие пружины с приблизительно одинаковыми характеристиками. От длины пружины в сжатом состоянии зависит усилие, которое она создает. Регулируя длину пружины, можно увеличивать или уменьшать усилие прижатия колодок к тормозному шкиву.
Коэффициент трения р, зависит от свойств материала, из которого изготовлена фрикционная пара тормоза, а также от состояния поверхности трения тормозного шкива; наличия смазочного материала, влаги, ржавчины, рисок, канавок. Для повышения стабильности коэффициента трения и увеличения срока службы тормоза шкивы подвергают термической обработке, чаще всего закалке токами высокой частоты (стальные шкивы) до твердости не менее HRCa=35. Тормозные колодки снабжают фрикционными накладками, изготовленными из смеси асбестовой ваты с различными каучуками, смолами и добавками. Такие накладки обладают стабильными и высокими значениями коэффициента трения (ц—0,35— 0,40 — асбофрикционная композиция ЭМ-1 по ГОСТ 15960—79*). Таким образом, при работе тормоза сила трения создается за счет прижатия фрикционных накладок к упрочненной поверхности трения тормозного шкива.