Подъемные канаты и тормозные устройства лифта
При торможении кинетическая энергия движущегося механизма преобразуется в тепловую энергию нагрева поверхности трения фрикционной пары тормоза. При этом температуры на поверхности трения могут достигать 200 СС и более. Одним из недостатков фрикционных накладок колодочных тормозов является то, что при сильном нагреве коэффициент трения накладки по шкиву начинает уменьшаться. При этом пропорционально уменьшается сила трения и увеличивается путь торможения. Фрикционные накладки являются быстроизнашивающимися элементами, а интенсивность их изнашивания зависит ост усилия их прижатия к тормозному шкиву Поэтому давление между фрикционными накладками на каучуковой основе и тормозным шкивом не должно превышать 0,5—0,6 МПа.
При работе тормоза в результате действия сил трения возникает тормозной момент, который зависит от силы трения и диаметра тормозного шкива. С увеличением диаметра шкива (при одинаковых усилиях прижатия тормозных колодок и коэффициенте трения) тормозной момент увеличивается. Для полной остановки и удержания в неподвижном состоянии поднятой кабины и противовеса необходимо, чтобы тормозной момент тормоза был больше крутящего момента, создаваемого приводным двигателем лебедки или весом поднятой загруженной кабины. Превышение тормозного момента,
по сравнению с крутящим, называют коэффициентом запаса торможения.
Электрические схемы управления на современных лифтах допускают возможность значительного снижения частоты вращения тормозного шкива лебедки к моменту замыкания тормоза за счет электрического торможения или ступенчатого уменьшения скорости за счет специальной конструкции электропривода. Однако и в этих случаях механический тормоз остается единственным средством остановки лебедки при прекращении подачи электроэнергии. Поэтому расчет тормоза во всех случаях ведут по полной величине тормозного момента, без учета возможности уменьшения его путем использования электроторможения.
Для определения тормозного момента должны быть известны: назначение и режим работы лебедки лифта, конструктивные и расчетные данные лебедки (масса отдельных элементов, моменты инерции элементов, скорости движения); место установки тормоза в кинематической схемы лебедки (так как величина тормозного момента изменяется пропорционально передаточному числу передачи от рабочего органа до тормоза); крутящий момент А1, действующий на тормозном валу при торможении, с учетом потерь в элементах механизма от рабочего органа до тормозного вала; частота вращения тормозного вала.
В процессе торможения кинетическая энергия вращающихся и поступательно движущихся масс преобразовывается тормозным устройством в тепловую энергию, рассеиваемую в окружающую среду. Замедление движущегося механизма происходит не только за счет работы, совершаемой тормозным устройством, но и за счет действия сил сопротивления в самом механизме и сил сопротивления на рабочем органе машины.