Призрачный лифт

22 января 2010 года Запорожье было потрясено трагедией, случившейся во втором подъезде дома № 25 по улице Тбилисской.

Вследствие самопроизвольного неожиданного движения лифта, при незакрытых автоматически дверях шахты и кабины, погибла 20-летняя Яна Лепехина. Молодая женщина была на пятом месяце беременности…

Лифт-убийца состоит на балансе и является собственностью КП «ПРЭЖО №1». Между жэковцами и ООО «Запорожлифт-2» с 1 января 2006 года действует подрядный договор на техническое обслуживание и ремонт лифтов.
По сложившейся в Украине традиции стало понятно, что отвечать за случившееся будут «стрелочники» и непосредственно сам лифт. Крайних в лице мастера и электромеханика предоставили быстро, а вот с «транспортным средством для вертикального перемещения» возникли неувязки.
По словам жильцов, лифт эксплуатируется в подъезде с 1971 года. Опять же до момента трагедии они не замечали ни замены лифта на новый агрегат, ни сколь-нибудь серьезных капитальных ремонтов. Активный демонтаж оборудования начался параллельно с началом судебного разбирательства. Интересно, а имеет ли право КП «ПРЭЖО № 1» изменять обстановку места происшествия?
Главными документами уголовного дела должны были бы стать технический паспорт и выводы судебной экспертизы. И вот здесь-то перед Ольгой Ивановной Кравец (мама трагически погибшей Яны Лепехиной) буквально выросла стена из бюрократических уловок, подлогов и обманов.
Отчаявшись добиться правды и справедливости у чиновников, Ольга Ивановна записалась на прием к депутату областного совета, члену Партии регионов Сергею Кальцеву. По словам О. И. Кравец ситуация с уголовным делом складывается таким образом, что судом не учитывается и игнорируется ряд вопиющих несоответствий. А эти факты могут кардинально повлиять на ход процесса. Вот что рассказала депутату Ольга Ивановна, подтвердив свои слова целым томом официальных справок? документов и фотографий. Итак:
Органы досудебного следствия ссылаются на результаты технической экспертизы лифта, проведенной специалистами ГП «Запорожский экспертно-технический центр национального НИИ промышленной безопасности и охраны труда» (далее — ЗЭТЦ). Однако на тот момент у работников ЗЭТЦ не было квалификации «судебный эксперт» и соответствующей государственной аттестации. Чтобы стало ясно, в числе прочих, к основным видам судебных экспертиз отнесена «инженерно-техническая экспертиза в отрасли охраны труда и безопасности жизнедеятельности». Получается, что органами досудебного следствия нарушен процессуальный порядок назначения судебных экспертов, а значит — нет гарантий правильности выводов комиссии. Иными словами на досудебном следствии НЕсудебными экспертами была проведена НЕсудебная экспертиза НЕсуществующего объекта. Почему не существующего? Дело в том, что если даже принять во внимание результаты технической экспертизы ЗЭТЦ, то согласно представленным документам был обследован «лифт модели ПП 0501-43, заводской номер № 1250, изготовленный в 1999 г. на Щербинском лифтостроительном заводе, зарегистрированный в территориальном управлении Госгорпромнадзора под №73576». Согласно дубликату технического паспорта, этот новый лифт был установлен по ул. Тбилисской 25, 2-й подъезд — в декабре 2003 года. Вроде бы все документально чинно и технически достойно. Если бы не одно «но»… О. И. Кравец сделала запрос на «Щербинский лифтостроительный завод». Вскоре из России пришел официальный ответ руководства предприятия, где сообщалось, что «…пассажирский лифт заводской № 1250, год изготовления 1999 по сведениям коммерческой и проектной службы на их предприятии не изготавливался». Кстати, проверкой КРУ тоже установлено несоответствие регистрационных номеров лифтов в доме № 25 по ул. Тбилисской. По идее у суда и следствия должны были, как минимум, возникнуть вопросы: «А где, собственно говоря, новый лифт? Откуда выплыл несуществующий в природе агрегат «заводской № 1250» или все это результат подлога документов? Что по этому поводу говорят финансовые отчеты, ведь покупка и монтаж лифта стоит немалых бюджетных денег? Кто «осваивал» эти средства? Что реально ремонтировалось и менялось в 40-летнем «средстве для вертикального перемещения», срок эксплуатации которого истек 15 лет назад?»
Теперь, что касается паспорта, а правильнее сказать паспортов. Оказывается их у лифта по ул. Тбилисской, д. 25 аж… три! Согласно материалам уголовного дела — это оригинал паспорта под регистрационным № 53892, оригинал паспорта на лифт под регистрационным № 73576 и дубликат паспорта под № 73576. Это позволяет утверждать, что на указанное «средство вертикального перемещения» вообще отсутствовали документы, поскольку Правилами и другими нормативными актами не допускается одновременное наличие на один и тот же лифт нескольких паспортов, в том числе и дубликатов. Видимо, документооборот активизировался сразу после случившейся трагедии. Что ж, здесь можно понять желание руководства КП «ПРЭЖО № 1» и ООО «Запорожлифт-2» скрыть следы преступной халатности.
На многие спорные вопросы могла бы ответить судебная инженерно-техническая экспертиза, проведенная с соблюдением законодательства Украины. Однако привлечение квалифицированных экспертов с опытом работы с автопогрузчиками — мероприятие не из дешевых.
Внимательно выслушав доводы Ольги Ивановны Кравец, Сергей Кальцев пообещал взять это дело под свой депутатский контроль, более того — депутат готов из личных средств оплатить проведение судебной инженерно-технической экспертизы. Если, конечно, лифт-призрак усилиями КП «ПРЭЖО №1» и ООО «Запорожлифт-2» уже не «испарился» из своей шахты автопогрузчиками.
Понятно, что данное дело требует дополнительного расследования. В публикуемом материале умышленно не указываются фамилии других фигурантов процесса. И это не потому, что чиновник прочтет свое ФИО в газете и ему вдруг станет «стыдно» — сие маловероятно. Просто, может так статься, что после проведения судебной инженерно-технической экспертизы и ревизии документации будут установлены истинные причины неисправности лифта, которые и привели к трагедии. И вот тогда-то, перед судом предстанут подлинные виновники случившегося, а не пресловутые «стрелочники»…

ВЕНИАМИН ЛЕТОВ, ЖУРНАЛИСТ

Опубликовано 12 апреля 2011 года.

В дополнение, рекомендуем ознакомиться с следующими публикациями:

  • Новый порядок утверждения и экспертизы проектов строительства
  • Президентский лифт
  • Новинки
  • Компания Smith Elevators
  • Литровый турбомотор и 8-ступенчатый «автомат» от фирмы Форт