Регулируемые и не регулируемые электроприводы лифтов
постоянного значения критического момента Мкр.
Применение системы преобразователь частоты — асинхронный двигатель при
включении ее в замкнутую систему автоматического регулирования обеспечивает
высокие динамические свойства электропривода, близкие к характеристикам регулируемых
электроприводов постоянного тока.
Более просто решается задача управления асинхронным электродвигателем при
использовании тиристорного преобразователя переменного напряжения ТРН
(тиристорный регулятор напряжения) в цепи его статорной обмотки.
Управление тиристорами 1-6 (рис. 12.43) обеспечивает изменение питающего
напряжения на статорной обмотке электродвигателя и соответствующие этому изменяемому
напряжению механические характеристики, приведенные на рис. 12.43б
(первый квадрант). Включение тиристорного преобразователя в систему регулирования
позволяет обеспечивать изменением напряжения питания поддержание постоянного
значения момента двигателя и постоянство ускорения в процессе разгона.
Этот же регулятор напряжения позволяет осуществлять режим динамического
торможения двигателя, если запереть, например, тиристоры 2 и 4 при работающих
остальных тиристорах. В этом случае по обмоткам статора будет протекать выпрямленный
ток, что и обеспечит режим динамического торможения. Характеристики
динамического торможения приведены на рис. 12.43 6 (второй квадрант) Как
и в режиме разгона, при динамическом торможении регулированием угла отпирания
тиристоров можно изменять тормозной момент и обеспечить постоянство ускорения
в процессе замедления двигателя.
В приведенной схеме для ее упрощения: можно вместо тиристоров 2, 4, 6 использовать
диоды (это, правда, ухудшает характеристики привода).
Такой регулятор напряжения, снабженный простейшей схемой управления тиристорами,
представляет собой бесконтактный коммутационный аппарат, при помощи
которого обеспечивается включение и отключение двигателя.
Изменение направления движения осуществляется в данной системе переключением
фаз двигателя с помощью дополнительных аппаратов.
Для обеспечения полностью бесконтактной коммутации силовых цепей асинхронного
электродвигателя может использоваться реверсивный тиристорный регулятор
напряжения, один из вариантов которого приведен на рис. 12.44. При одном
направлении движения открыты тиристоры 1, 2, 3, 4 и заперты тиристоры 5, 6, 7,
8. Для обеспечения противоположного направления движения запираются тиристоры
1-4 и отпираются
тиристоры
5-8, что меняет
местами фазы А и
тпн
С. Фаза В при
нормальной работе
не разрывается.
В случае запираются все тиристоры, кроме пары 9 и 3. На тиристор 3 подают управляющие
импульсы с углом отпирания, обеспечивающим протекание в обмотках
двигателя выпрямленного однополупериодного тока нужной величины. Этот ток
вызывает во время каждого положительного полупериода динамическое торможение
двигателя. Тиристор 9 (шунтирующий) открывается в каждый отрицательный
полупериод — непроводящий дли тиристора 3. При такой поочередной работе тиристоров
3 и 9 увеличивается постоянная составляющая выпрямленного тока.
Кроме того, при замыкании тиристора 9 может действовать э.д.с. самоиндукции
обмоток двигателя. В результате торможение получается более эффективным. Характеристики электропривода в режиме разгона и замедления аналогичны приведенным
на рис. 12.43 б.
В случае применения двухскоростного асинхронного двигателя (например,