Дорожают Китайские товары
Китайский товар — один из самых дешевых, трудовые ресурсы поднебесной неосязаемы и в себестоимости товара занимают незначительную часть. Основным элементом в себестоимости китайских товаров есть сырьевая база и когда ее стоимость во всем мире постоянно растет, китайские товары тоже дорожают.
Потребители всей Земли, последние годы дружно жаловавшиеся на лавину китайского ширпотреба, буквально захлестнувшую весь мир, только-только начали смиряться с неизбежностью покупать китайское, зато дешевое. А напрасно. Ведь теперь им придется покупать опять же китайское, но уже дорогое. Причем вовсе не в связи с повышением качества товара. А исключительно волею подорожавших энергоносителей, упавшего ниже плинтуса доллара и… новой китайской регуляторной политики. В результате, как предсказывают эксперты, цены на китайскую одежду, обувь, игрушки и электронику в 2008 и 2009 гг. подскочат как минимум на 10%. Поначалу в США, где уже восьмой месяц подряд отмечается постепенный рост цен на китайские товары, а затем и в остальных странах мира. И хотя с мая 2007 года общий рост цен на них составил всего 2,4%, аналитики весьма удручены стойкостью сложившейся тенденции. Особенно с учетом того, что именно китайский фактор разбивал вдребезги инфляционную цепочку, в результате чего рост цен на сырье не только не приводил к росту цен на потребительские товары, но даже и допускал их снижение. Причем не только по отношению к китайской продукции.
В частности, только на пластик (в связи с ростом цены на нефть) цена за прошлый год поднялась на 30%, а доллар по отношению к женьминби (китайским «народным» деньгам) упал на 7,6%. Чувствуется и повышение цен на металлопрокат, составившее 5,4%. Правда, давление доллара на китайском рынке все более ослабевает, зато набирает силу (с 1 января нынешнего года) новое трудовое законодательство, ограничивающее возможности китайских работодателей за бесценок эксплуатировать местные трудовые резервы. И все же самым мощным фактором может оказаться и вовсе фантастическое явление — дефицит китайской рабочей силы. Он еще, конечно, в больших масштабах не наблюдается, однако организованные забастовки с требованиями повышения заработной платы уже не являются экзотикой для китайского дракона. А ведь еще год назад их проведение было совершенно невозможным по причине армии безработных, готовых тут же занять временно опустевшие рабочие места! В результате стоимость рабочей силы в некоторых районах только за прошлый год выросла на 80%.
Больше всего, как предсказывают эксперты, цены поднимутся именно на игрушки — и по причине удорожания пластика, и рабочей силы, и по причине серии скандалов, связанных с использованием свинецсодержащих красителей. Многие китайские производители уже подумывают о переносе своих производств во Вьетнам, Индонезию, Бангладеш. Аналогичные меры планируют и американские производители, не так давно обосновавшиеся в Китае. Правда, тогда они переносили свои производства в условиях падения цен и на фоне оживленного роста экономики. А сейчас эти тенденции изменились на диаметрально противоположные.
По данным Global Sources, штаб-квартира которой находится в Гонконге, 80% из 709 опрошенных экспортеров планируют поднять в ближайшие месяцы цены на свою продукцию. Аналогичная ситуация наблюдается и в США, где производители норовят пересмотреть уже заключенные сделки на апрель, повышая цены на спортивную обувь на 20, 30, 40 и даже 50%. Тем не менее умудренные опытом потребители не слишком спешат бежать на ближайшую китайскую распродажу — ведь купленные там кроссовки могут и не дожить до апреля!
Опубликовано 10.08.11