Силы и моменты нагрузки электроприводов
Большинство современных пассажирских и грузовых лифтов жилых и административных зданий выполняются с противовесом. Противовес для лифтов выбирается с таким расчетом, чтобы он уравновешивал силу тяжести кабины и часть силы тяжести номинального поднимаемого груза.
При наличии уравновешивающего каната 10 (рис. 12.1), который компенсирует
изменение нагрузки при изменении длины подъемного каната 3, усилие Рг на канатоведущем
шкиве 4 определяется выражением (здесь и дальше усилия, направленные
вдоль каната кабины вниз, будем считать положительными, а при противоположном
направлении -отрицательными):
этом усилие нагрузки на канатоведущем шкиве изменяется от максимально положительного
(при а = 0,5: Ршн = Рш макс = 0,5 С„) до максимального отрицательного,
соответствующего нулевой загрузке кабины (при а = 0,5: Ршо = -Ршиакс=-^у5Сн),
определяемых из выражения (12.29). Это обстоятельство существенно влияет на режимы
работы электропривода.
Поскольку для анализа режимов работы электропривода существенным является
зависимость между усилием и линейной скоростью движения (или аналогично
зависимость между моментом, приведенным к валу двигателя, и угловой скоростью
двигателя), будем изображать зависимость скорости (линейной или угловой)
от усилия или момента нагрузки.
При этом переход от линейных усилий и скоростей к моментам и угловым скоростям
двигателя можно осуществить по формуле
Положительными будем считать скорости двигателя при подъеме кабины, а отрицательными
— при ее спуске.
На рис. 12.3 б приведены в координатах Р, ь (или М, со) характеристики 1 и 2,
соответствующие номинальной и нулевой загрузке кабины. Эти характеристики
ограничивают пределы изменения усилия и момента нагрузки электропровода, определяемые
силой тяжести кабины с грузом и силой тяжести противовеса, при изменении
загрузки кабины от нулевой до номинальной, чему соответствует изменение
усилия на канатоведущем шкиве от Р^ = -аСи до Рт = Он (1 -а).
При загрузке кабины, равной Ог = аСн , как это следует из выражения (12.29),
усилие на канатоведущем шкиве равно нулю и соответствующая этой загрузке характеристика
в координатах (Р, и) совпадает с осью ординат.
Как следует из рис. 12.36, величина и знак усилия и момента нагрузки Рг и Мт
практически не зависят от направления движения кабины и от ее скорости, что
определяет следующий характер влияния на режим работы электродвигателя.
В случае номинальной загрузки кабины (характеристика 1 на рис. 12.36) положительное
усилие на шкиве Рт при подъеме кабины создает тормозящий момент,
препятствующий движению электродвигателя, а при опускании кабины способствует
ее опусканию и создает протягивающий момент на валу электродвигателя.
При порожней кабине (характеристика 2 на рис.12.36), наоборот, отрицательное
усилие на шкиве Рт при подъеме кабины создает протягивающий момент,
помогающий подъему кабины, а при спуске кабины создает тормозящий момент,
препятствующий движению электродвигателя в направлении спуска кабины.
В случае, если загрузка кабины равна Ог = аС„, усилие на шкиве равно нулю и не
создает момента нагрузки на валу двигателя при любом направлении его движения.
При отсутствии уравновешивающего каната 10 (рис. 12.1) изменение длины
подъемного каната,3 создает дополнительное усилие Р& , величина которого может
быть определена из выражения:
—
Рассмотренные нагрузки относятся к активным нагрузкам электропривода, которые