Силы и моменты нагрузки электроприводов
процессе зацепления всегда имеет знак, противоположный угловой скорости, так
что результирующие силы трения в зубьях шестерен и соответствующий им момент
на валу двигателя можно приближенно считать зависящим от передаваемого усилия,
а направление этого момента и сил сопротивления — противоположными угловой
скорости шестерен и соответствующей ей линейной скорости движения кабины.
Действующие на подшипники опор силы также пропорциональны передавае
мому усилию, а потому возникающие при этом силы трения создают момент со
противления, пропорциональный передаваемому усилию и направленный против
угловой скорости.
Сумма указанных сил (или моментов) сопротивления определяет суммарную
силу (или момент) сопротивления для электродвигателя. Так, для лифта с противовесом
и уравновешивающим канатом при наличии сил сухого трения и потерь в
редукторе статическая сила нагрузки Рс определяется суммой составляющих, приведенных
на рис. 12.3, 12.7, 12.8:
При номинальной загрузке кабины СТ = СН , при которой усилие нагрузки от
перемещаемых грузов Рт = Рт (рис. 12.3 б), статическая сила сопротивления характеризуется
графиками 1 и 2 на рис. 12.9, а при нулевой загрузке кабины 0Т =0 , при
которой усилие нагрузки от перемещаемых грузов Рг =РЮ (рис. 12.3б), статическая
сила сопротивления характеризуется графиками 3 и 4 на рис. 12.9 а. При этом графики
1 и 3 определяют пределы изменения статической силы сопротивления в зависимости
от загрузки кабины при ее подъеме, а графики 2 и 4 определяют те же
пределы при спуске кабины. В уравновешенном состоянии (Ск+ Сг= Спр), при котором
Рт = 0 , статическая сила сопротивления определяется только величинами сил
трения и потерь в редукторе (рис. 12.9б), причем в этом случае (и при малых величинах
Рт , меньших сумм сил трения и потерь в редукторе) в зависимости от направления
движения сила сопротивления меняет свой знак. При этом независимо
от направления движения суммарная статическая сила сопротивления оказывает
тормозящее действие на двигатель.
При номинальной загрузке кабины (графики 7 и 2 на рис.12.9а) и при нулевой
загрузке кабины (графики 3 и 4 на рис. 12.9 о) изменение направления движения
обычно изменяет знак статической силы сопротивления, поскольку постоянная величина
силы Рт при этом по модулю обычно больше изменяющихся сил трения и
потерь в редукторе. Знак статической силы Рс соответствует знаку Рт, причем при
номинальной загрузке кабины (Рт=Рт) статическая сила сопротивления Рс является
тормозящей при подъеме кабины (график 1 на рис. 12.9 а) и протягивающий при
спуске кабины (график 2 на рис.12.9а). При нулевой загрузке кабины (Рг = Рт), наоборот,
статическая сила сопротивления является протягивающей при подъеме кабины
(график 5 на рис. 12.9а) и тормозящей при спуске кабины (график 4 на рис. 12.9а).
При отсутствии противовеса и уравнивающего каната статическая сила нагрузки
определяется суммой от полной силы тяжести кабины с грузом (рис.12.5), от подъемного
каната (рис. 12.4), силы сухого трения (рис. 12.7) и сил потерь в редукторе
(рис. 12.8):
При изменении загрузки кабины статическая сила нагрузки не меняет знак, а величина ее скачком
изменяется при изменении направления движения вследствие изменения знака реактивных
нагрузок (рис.12.10). Графики 1 и 3 на рис.12.10 определяют пределы изменения статической силы
нагрузки в зависимости от загрузки кабины при ее подъеме а графики 2 и 4 определяют те же пределы